Начинающие фрилансеры часто обращаются с вопросами о тех или иных тонкостях нашей фриланс - работы на разных профильных форумах или ко мне лично. Вопросов много, они разноплановые, поэтому в данной статье я хочу поделиться и своими собственными мыслями на ряд острых тем, и общими рекомендациями и советами на эту тему.
Надеюсь, что информация будет не только полезной, но и предупредит некоторые возможные проблемы в работе для стартующих в большое плавание будущих Акул фриланса. Конечно, в сети масса подобных советов, но тем не менее я хочу предложить вам свой собственный взгляд на некоторые проблемы и вопросы.
Люди по разным причинам приходят в сферу фриланса : кто-то совмещает его с основной работой в компании, кто-то вообще выбрал такой образ жизни и вид работы для себя основным, для кого-то фриланс - лишь временное явление. Не так давно мы уже проводили параллели между фрилансом и профильными компаниями. И не важно, на какой именно ниве фриланса вы трудитесь, занимаетесь ли созданием сайтов, SEO оптимизацией или копирайтингом - многие общие принципы фриланса работают для всех его направлений.
Хочу заметить, что мои мысли и мнения, приведенные в данном материале, не являются конечными и 100 %-но для всех подходящими, но тем не менее для меня и очень многих моих коллег по фриланс - цеху они верны и работают.
Для простоты восприятия разделим обсуждаемые аспекты на смысловые группы.
Итак, начнем.
Фриланс: обсуждение технического задания
Чем дольше работаешь в сфере фриланса, тем отчетливее понимаешь, что хороший Проект всегда начинается с хорошего технического задания (ТЗ). Причем, самое лучшее ТЗ детально составляется и детально утверждается всегда с обеих сторон: и со стороны Заказчика, и со стороны Исполнителя. Это аксиома, которая не требует доказательств. Заказчик должен четко и детально, со знанием дела, дать понять, что он хочет получить на выходе, ну а задача Исполнителя - очертить рамки, создать примерную структуру того задания, которое ему предстоит сделать.
Старайтесь ни о чем не договариваться на словах, все значимые моменты обязательно отражайте в ТЗ, в Договоре на исполнение работ . Обязательно указывайте сроки начала и сдачи каждого этапа работ, срок тестирования и внесения правок, дату и условия общего старта работ, обязательства и гарантии сторон, стоимость каждого этапа работ, вопросы, касающиеся претензий. Этим вы заранее обезопасите себя от ситуаций, когда Заказчик будет тянуть с оплатой, канюча у вас снова и снова УЖЕ НЕОБОСНОВАННЫЕ правки по дизайну сайта, по написанной статье, по цвету кнопок, по количеству первичного контента, по пунктам оптимизации сайта и т.д. При грамотно и четко созданном и утвержденном ТЗ всего этого можно успешно избежать, сдавая Заказчику отлично выполненный (ну а это мы даже и не обсуждаем, иначе и быть-то не должно) по техническому заданию объем работ и оказанных услуг.
Если Вы работаете без всякого рода ИП, то укажите и пропишите это обязательно в Договоре, что все необходимые налоги за Вас уплачивает по месту назначения Заказчик.
Фриланс: планирование времени
Детально подходите всегда к вопросам планирования своего собственного времени и озвученных Заказчику сроков сдачи работ. Не уверены, что уложитесь в неделю - заложите срок в две недели. Уж лучше чуть раньше сдать все работы, чем не уложиться в сроки.
Не набирайте и не ведите одновременно сразу с десяток проектов - это сложно и в конечном итоге приведет к тому, что ни там, ни тут все не будет доведено "до ума".
Ставьте перед собой определенные задачи на определенный отрезок времени. Решили - супер, переходите к новым задачам.
Фриланс: авторские права на разработки
Еще один важный пункт в Договоре - право на интеллектуальную собственность ваших разработок для Заказчика. Всегда помните, что созданные вами Проекты и оказанные Заказчику услуги работают на вас в вашем Портфолио, приводя новых Клиентов и расширяя базу ваших личных возможностей и знаний. Чужого нам не надо, но и свое тоже упускать не стоит.
Может быть несколько вариантов развития ситуации. Приведу вам ту часть Договора (по которому работаю я сама) относительно данного вопроса. Выбирайте сами оптимально подходящий вам лично вариант и корректируйте его условия:
7. Авторские права (вариант отчуждения исключительного права)
7.1. Подрядчик передает Заказчику исключительное право, а также любые другие имеющие имущественный характер права на созданные во исполнение данного Договора результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые в соответствии с частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, в полном объеме. Заказчик имеет право на воспроизведение Программного обеспечения (далее по тексту – ПО) (полное или частичное) в любой форме, любыми способами; распространение ПО; модификацию ПО, в том числе, перевод с одного языка на другой; иное использование ПО. Исключительные права на ПО переходят к Заказчику после полной оплаты выполненных Работ и подписания Акта приема-передачи всех выполненных Работ.
7.2. Заказчик предоставляет Подрядчику право на использование имени Заказчика, логотипа и краткого описания проведенных Подрядчиком Работ во всех информационно-представительских, полиграфических, рекламных и других материалах Исполнителя.
7. Авторские права (вариант права «в аренду»)
7.1. Подрядчик предоставляет Заказчику право использования этого произведения в следующих пределах:
7.1.1. Срок, на который предоставляется право ____________ (не может превышать жизни авторов и 70 лет после их смерти);
7.1.2. Территория, на которую эти права предоставляется (Российская Федерация, весь мир, какой-то регион РФ);
7.1.3. Цена такого использования составляет ___________________________ (если право предоставляется на безвозмездной основе, это должно быть ОБЯЗАТЕЛЬНО отражено в договоре. НО лучше оценить и выделить данную сумму из общей стоимости. Это лучше для обеих сторон)
7.1.4. ___________________________________________________________
(собственно те способы, которые Заказчик может использовать произведения: право на использование любым способом, либо право на использования конкретными способами, которые в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке должны быть перечислены; если не будет фразы про любые способы и какого-то способа не будет в договоре, то Заказчик таким способом использовать созданное по Договору не сможет).
Можно еще обязать Заказчика в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ указывать имя Подрядчика на сайте при его использовании.
7.2. Заказчик предоставляет Подрядчику право на использование имени Заказчика, логотипа и краткого описания проведенных Подрядчиком Работ во всех информационно-представительских, полиграфических, рекламных и других материалах Исполнителя.
Так, с вопросом технического задания, Договора и прав на собственность мы в общих чертах разобрались. Двигаемся далее.
Оплата услуг фрилансеру
Никогда не соглашайтесь работать по оплате на проценте от дальнейших продаж Заказчика! (MiolaWeb.ru: Мы только можем рекомендовать и советовать, окончательно решение, конечно же, за вами.)
Даже создавая самый супер-пупер сайт, оптимально и грамотно его оптимизируя и продвигая, вы не можете гарантировать успешную монетизацию и прибыльность проекта (а соответственно - и свои собственные с него дивиденды), не можете отвечать за конкурентноспособную ценовую политику Заказчика или же быть уверенным в том, что, например, его менеджеры по продажам работают с полной отдачей и любой звонок или письмо от потенциального клиента по максимальной возможности переводят в разряд совершенного целевого действия.
К тому же, очень часто, особенно в сфере SEO оптимизации, Заказчику кажется, что вы занимаетесь исключительно танцами с бубном, особо ничего не делаете, поэтому платить свои живые деньги он вам не будет. Мой вам совет: поищите более адекватного клиента, который будет "в теме" и хоть немного знаком с основными принципами и аспектами вашей работы, который будет понимать и материально верно оценивать всю важность вашей работы для успеха его же бизнеса.
Старайтесь по возможности брать предоплату от общего заказа. Это будет стимулировать и вас, и хоть в какой-то мере гарантировать, что клиент "не растворится", не оплатив вам сделанную для него работу.
Адекватно оценивайте ваши способности и возможности, не завышайте и не занижайте цены на свои услуги. Помните о том, что "сарафанное радио" от клиента к клиенту еще никто не отменял, что оно эффективно работает. Трудитесь все время на свою собственную репутацию.
Не позволяйте не слишком порядочным Клиентам хитрить с вами. Если к вам приходит предварительный заказ, похожий на: "Мы рассмотрим возможность сотрудничества с вами, но сперва хотели бы понять ваш потенциал. Пришлите нам на почту пять-семь выкладок по возможному аудиту нашего сайта, что вы считаете нам надо исправить в первую очередь". Или: "Ждем от вас предварительный макет для нашего будущего сайта. По его итогам мы решим, будем или нет работать с вами". Угу.... 🙁 Гоните таких "Заказчиков" в шею - любая информация и работа такого рода стоит вашего труда, знаний и денег. Это однозначно.
Фриланс: портфолио
Если вы размещаете на различных биржах фриланса информацию о себе, свои услуги и свое собственное Портфолио, то вносите туда только свои самые лучшие, самые яркие и удачные завершенные Проекты. Потенциальный заказчик должен видеть лучшую выжимку из ваших работ. Еще лучше в дополнение к этому будет создать собственный сайт-портфолио с указанием ваших возможностей, цен, показом сделанных Вами работ или оказанных услуг.
Просите ваших Заказчиков, для которых вы делали работы, писать отзывы и размещайте их на своем сайте. Это очень хорошо работает на лояльность к вам.
Старайтесь, чтобы ваш сайт-портфолио отражал в лучшем виде ваши умения. Если вы занимаетесь SEO, то уж потрудитесь и над собственным Проектов в этом направлении, если вы - копирайтер, то разместите несколько профессиональных статей высшего пилотажа, если вы трудитесь на дизайном - удивите всех своими дизайнерскими фишками и разработками в этом плане.
Фриланс: вопросы этики
Если основные принципы вашей работы опираются на порядочность, то не привязывайте к себе Заказчика вынужденно: не регистрируйте на себя его доменные имена (даже если на первый взгляд это кажется для всех сторон удобным и безобидным), не делайте ему условно-доступные среды для правок его же материалов (встречала такое пару раз в своей практике), не обещайте ему "золотые горы", если вы знаете, что это не выполнимо для вас , ну и т.д. Уважайте Клиента, если хотите, чтобы и он уважал вас.
По возможности проверьте в сети существующие отзывы о потенциальном Заказчике еще перед началом сотрудничества. Вполне вероятно, что компания уже засветилась в интернете, как злостный халявщик и неплатитель за оказанные ей услуги.
Фриланс: наращивание потенциала
Никогда не останавливайтесь в своем профессиональном развитии. Сфера нашей с вами деятельности претерпевает изменения постоянно, двигайтесь вместе с этим развитием: читайте профильные форумы и блоги, изучайте успешный кейсы, пытайтесь все время расширить границы своих умений и знаний, не считайте зазорным учиться на чужом примере.
Старайтесь помимо точного выполнения поставленных перед вами задач быть чуть креативным, предлагать вашему Клиенту чуть больше и чуть шире.