На просторы сети интернет постоянно выходят новые интернет - проекты, новые интернет-магазины. Кто-то таким образом расширяет сеть своего offline бизнеса, кто-то с головой окунается в новую для него сферу интернет-коммерции, бросая на это все свои силы, время и средства, а кто-то просто таким образом решает улучшить свое материальное положение как прибавку к основному, часто абсолютно далекому от online процессов направлению.
Какие-то из startup достаточно быстро выходят на достойный уровень, набирают приличные обороты и приносят своим хозяевам прибыль, а конкурентам по сегменту рынка - головную боль. Ну а какие-то из проектов так и остаются в неком "зачаточном" состоянии, вроде и прикладывая усилия, что-то куда-то вкладывая, но получая на выходе почти ноль по прибыли.... Что же мешает им в развитии и в движении к финансовому благосостоянию ? Что отличает успешные startup от всех прочих ?
За многие годы работы и в маркетинге, и в различных сферах интернет-коммерции я лично для себя опытным путем выделила некоторые камни преткновения, которые, собственно, и тормозят или же вообще "перекрывают кислород" для любого бизнес начинания в сети.
Изложу Вам их в этой статье.
Ошибки в предварительном анализе рынка
Зачастую, владельцы startup не проводят предварительный и детальный анализ рынка будущего бизнес-сегмента, чем совершают огромную стратегическую ошибку, которая приводит к последующим, часто плачевным, последствиям.
Подумайте сами, выходя на интернет-рынок с дистанционной продажей книг, надо отчетливо понимать, что придется бороться за целевого Покупателя с такими монстрами этой ниши, как Озон.... Вы готовы к этому? Вы, действительно, хотите этого?
Ошибочное позиционирование становится основной причиной, по которой около двух третей интернет-магазинов не добиваются бизнес-благополучия. Как это не жестко звучит - ВАС НЕ ЗНАЮ И СКОРЕЕ ВСЕГО НЕ ЖДУТ В СЕТИ, и вас придется еще долго и упорно бороться и за место под интернет-солнцем, и за потенциальных Покупателей. [tip]Владелец проекта, еще задолго до его выхода на рынок, должен уметь точно оценить уже существующих на рынке конкурентов, их ассортимент, услуги и уровень популярности. [/tip]
Чтобы знать, в каком направлении двигаться далее в развитии нашей компании, нам просто необходимо, помимо всех остальных маркетинговых составляющих бизнеса, еще и обладать информацией о том, кто наш конкурент, что им движет, что он предпринимает и скоро предпримет, быть хотя бы на пол шага впереди него.
В конкурентном анализе существует понятие стратегии "4Р".
Схема, представляющая собой сравнительный анализ собственного бизнеса и конкурентов, работает по оценке и анализу следующих глобальных факторов: ПРОДУКТ, СТОИМОСТЬ, КАНАЛЫ И РЕГИОНЫ СБЫТА, МЕТОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ. Обозначение «4Р» идет от написания заглавных букв в названии этих факторов в английском варианте: сам продукт (product), его цена (price), место или рынок сбыта (place), продвижение продукта (promotion).
Более подробно про анализ конкурентов можно прочитать в нашей статье Конкурент мой — враг мой? друг мой?
Идем дальше..... А Вы уверены, что существующий на данный момент рынок не перенасыщен товарами или услугами, которые собираетесь предложить и Вы тоже? А Вы уверены, что сможете обеспечить конкурентноспособные цены в своем сегменте?
Чтобы утвердительно ответить на все эти вопросы, необходима детальная проработка этих вопросов. Откройте любую поисковую систему, введите в окне запроса ключевые запросы по товарам или услугам и тщательно проанализируйте первую двадцатку SERP (результаты выдачи поисковой системы) .
Продвижение интернет-проекта в сети
Интернет-магазин, как и любой интернет-проект должен постоянно развиваться с точки зрения его продвижения, его seo и оптимизации. Владельцы интернет-проектов, которые не уделяют этому должного внимания очень скоро начинают волноваться и задумываться, почему же к ним не идет целевой трафик.
Проблемы информации
То, что Вы предлагаете к продаже какой-то товар Вашему Клиенту, еще далеко не все.... Как Вы сами выбираете товар в магазине? Со всех сторон его осмотрите, зададите десять вопросов продавцу, если можно - и попробуете в действии..... Вот и Ваш Клиент тоже нуждается в этом же - дайте ему полную и раскрытую информацию о продукте, предложите несколько разноплановых изображений продукта или даже видеоролик, который будет демонстрировать его качества или функциональность. Покупатель обязательно оценит такой грамотный подход к продажам и станет к Вам более лояльным.
И еще немаловажно - сделайте навигацию и юзабилити Вашего интернет-магазина максимально удобными и понятными для Клиента. В помощь Вам наша статья по эффективности сайта.
Технические проблемы в работе ресурса
Запуская новый проект, Вы морально должны быть готовы и к техническим сбоям в работе . В последнее время участились так называемые DDOS-атаки. Цель DDoS-атак — сделать сайт недоступным для обычных посетителей. Поэтому, в зоне риска оказывается в первую очередь ресурсы интернет - бизнеса, а прежде всего - онлайн-магазины и публичные порталы. Основной мотив — нанести жертве репутационный и экономический ущерб.Не надо думать, что Вас это не коснется.... Ничего нельзя гарантировать. [tip]Чтобы не потерять уже осуществленные наработки, необходимо заранее подстраховаться от этих самых DDOS-атак. [/tip]
- Заранее позаботьтесь о резервном копировании всей информации с Вашего сайта.
- Выберите максимально защищенный от DDOS-атак хостинг, который способен выдержать максимальное обращения к серверу.
- Проведите настройки сервера и платформы самого сайта таким образом, чтобы подготовить их к большому количеству посетителей.
- Вложите средства на развитие и модернизацию сервера.
Прочтите нашу статью про DDOS - атаки, где этот вопрос мы приоткрываем более детально.
Проблемы с персоналом
Рано или поздно перед руководителем интернет-проекта встает проблема найма квалифицированного персонала и его адекватной работы. Ведь: БОЛЬШОМУ КОРАБЛЮ - БОЛЬШОЕ ПЛАВАНИЕ.
Вот тут и встают закономерные вопросы: как научить персонал интернет-магазина грамотной и продуктивной работе? как бороться со сложностями в работе? как мотивировать персонал?
От персонала любого интернет-магазина зависит очень многое, скажу больше, зависит практически все! Как оператор будет принимать звонки и общаться с потенциальным клиентом? А уж про менеджеров, которые ищут клиентов и занимаются увлечением клиентской базы - это вообще отдельный разговор, от них, даже если Вы так не считаете, во многом зависит Ваш бизнес в целом.
Доучить человека чаще легче, чем его заменить. Но проще заменить человека, но не переделать его личностные качества. Эта истина проверена и моим собственным опытом управления персоналом. Надо пытаться обучать свой персонал так, чтобы "после него уже нечего было корректировать и править".
Более детально вопросы, связанные с полноценным функционированием персонала мы затронули в статье Персонал интернет-проекта: проблемы, решения, мотивация.
[tip]Запомните главное: верно нанятый работник, который снабжен правильной инструкцией и правильными рабочими инструментами, при грамотной мотивации и контроле выполняет свою работу отлично.[/tip]
Что же касается продвижения Вашего проекта и SEO, то тут надо понимать вот что: все компании, предлагающие подобные услуги, делают по функционалу примерно одни и те же действия: кто-то чуть лучше, кто-то чуть хуже. Не переплачивайте просто так! Обратитесь за рекомендациями к знакомым, друзьям.
Проблемы оплаты заказов
Все более или менее понятно с физическими платежами, которые осуществляются при непосредственной доставке товаров Клиенту. Но очень часто Клиенты желают оплатить заказ до его доставки. Согласитесь, сейчас уже не актуально при заказе в интернет-магазине предлагать оплату через отделение какого-либо банка. Платежи тоже должны быть мобильными и удобными для Клиента. Да и прием оплаты через банковские карты уже не надо бояться, как несколько лет назад.
На данный момент существует уже несколько сервисов, которые предлагают функционал удобных интернет-платежей, с аккумуляцией основных методов оплаты. Безусловно, одна из самых актуальных из них на момент написания статьи - система Rbkmoney - мощная платформа, дающая следующие возможности:
- Размещать на своём сайте специальную форму оплаты услуг и товаров и принимать переводы от других пользователей;
- Иметь доступ к расширенной статистике и формировать отчёты о поступивших переводах;
- Возвращать переводы пользователям;
- Выводить неиспользованные средства;
- Обмен на другие виртуальные деньги;
- Увеличение максимальной суммы пополнения с банковской карты до 300000 рублей в день;
Общее количество точек приема платежей через систему RBK Money превышает 250 тысяч и покрывает всю территорию РФ! Возможна оплата через банковские карты, электронный кошелек, банковские платежи,денежные переводы, платежные терминалы, салоны связи, интернет-банкинг.
А достаточно новое платежное решение от «Рапиды» позволит Вашим клиентам удобно оплачивать свои покупки в торговых сетях «Евросеть», «Связной», и «М.Видео», а также через отделения «Почту России» по упрощенной технологии оплаты – с помощью платежного кода.
Подключение платежной возможности с реализацией оплаты покупок в торговых сетях и через «Почту России» происходит в короткие сроки и по электронной почте. Вы получаете доступ к сервису, не покидая офиса.
Любой интернет-магазин может легко и быстро реализовать данный функционал, установив бесплатное программное обеспечение «Рапиды» на своем сайте.
Проблемы доставки заказов
Конечно, эта проблема менее Вас затронет, если вы продаете инфо продукты или предоставляете интернет - услуги. Но если вам необходимо доставлять физические товары Клиентам, то Вам хорошо известна эта проблема. Основная трудность интернет-магазинов, это слабо развитые способы доставки.
Владельцы многих интернет-магазинов приходят к выводу, что собственная служба доставки, особенно если речь идёт о крупной компании, намного выгоднее «почты России» или привлеченных специализированных логистических компаний. Но в этом варианте тоже могут возникать свои проблемы, например, бывает достаточно трудно найти активного и порядочного курьера, которому можно доверять.
Проблемы с поставщиками
Эта проблема знакома многим. В этом вопросе всегда надо "быть в поиске", надо быть готовым оперативно сменить поставщика, если он перестанет выполнять уговоренными условия работы . Всегда посещайте отраслевые выставки, анализируйте ассортимент конкурентов на предмет новинок и ищите новые идеи, которые Вы будете предлагать своим посетителям, чтобы привлечь и удержать их внимание.