Каким он должен быть - идеальный интернет-магазин, чтобы Вашему потенциальному покупателю в нем было уютно, удобно, понятно и ему захотелось бы оформить у Вас покупку?
Каким функционалом обладать, какие модули в себя включать, какие принципы блюсти? Вот об этом и поговорим в данной статье. Об этом желательно знать каждому, кто планирует создавать свой первый виртуальный магазин, чтобы изначально понимать, что и как ему необходимо иметь в итоге, особенно, если он заказывает создание интернет-магазина у сторонней компании.
И не важно, на какой cms Вы создаете свой будущий интернет-проект электронной коммерции - фундаментальные модули, плагины и правила будут схожего действия, лишь с поправкой на выбранную Вами систему управления контентом (cms).
Всякий интернет-магазин включает в себя основные три части:
- Витрина магазина - виртуальные полки, на которых представлены услуги или товары магазина, дана необходимая информация о Вашей компании, условиях работы и акциях.
- Процедура оформления заказа - в эту часть входит и регистрация на сайте пользователей, и модули по доставке и оплаты выбранного товара.
- Администрирование - "back-часть" Вашего сайта, в которой происходит непосредственное управление сайтом и контентом.
Рассмотрим витрину оптимального интернет-магазина - что, как и где.
Существует много аспектов в улучшении конверсии сайта за счет юзабилити, но основное правило всех сайтов, а особенно интернет-магазинов - сайт должен быть интуитивно понятным и максимально простым для пользователей.
Основные аспекты юзабилити сайта:
- Интуитивность
При создании любого интернет-магазина всегда стоит помнить про важное "правило трёх кликов" - сайт должен быть создан таким образом, чтобы посетитель попал на любую страницу сайта с текущей, использовав не более трех нажатия мышкой. Сайт интернет-магазина обязан корректно быть отображаем во всех браузерах, существующих на данный момент.
- Дизайн
Грамотный дизайн должен состоять из правильного оформления страниц сайта, из качественного шаблона с возможностью его редактирования, из системы управления медиа файлами (изображениями, музыкой, видео или анимацией).
Шапка (верхняя часть) интернет-магазина должна включать в себя логотип компании, ее название и контактные данные . Хорошо еще и время работы отобразить.
- Удобная навигация
Включает в себя создание, редактирование и удаление меню сайта, понятную строку навигации и удобный поиск. Поиск на сайте интернет-магазина должен оществляться по различным атрибутам товаров, по их наименованию, по ключевым словам, по производителям.
Каталог интернет-магазина
В интернет-магазине желательно иметь многоуровневый, но абсолютно понятный каталог, позволяющий создавать, редактировать или удалять товары, категории или подкатегории.
Каталог интернет-магазина должен содержать:
- Название товаров, категорий и их подкатегорий.
- Изображения товаров, категорий и подкатегорий.
- Наименование и описание поставщиков или производителей.
- Полное описание товаров, категорий и подкатегорий.
- Идентификатор товаров, категорий и подкатегорий.
Фильтр товаров в интернет-магазине
Необходимо давать посетителю возможность фильтрации товаров каталога по различным атрибутам продукта, по его наименованию, по возрастанию или убыванию.
Сортировка в интернет-магазине должна уметь предоставлять выборку товаров по цене, по алфавиту, свойствам, популярности, по производителям.
Описание товаров в каталоге должно состоять из:
- Название товара или услуги.
- Уникального идентификатора или артикула.
- Штрих кода (не обязательно).
- Гарантийного срока (не обязательно).
- Габаритов и веса.
- Указание автора или производителя.
- Короткого описания товара.
- Полного описания товара.
- Характеристик и свойств товара.
- Принадлежности к различным категориям или подкатегориям.
- Качественных фотографий товара желательно с водяными знаками и возможностью увеличения изображения.
- Отзывов и оценок покупателей.
- Даты поступления.
- Статусы товара (в наличии, нет в наличии, дата поступления, под заказ)
- Возможность поделиться в соцсетях.
Кроме того интернет-магазин должен своим покупателям при просмотре товаров предлагать посмотреть :
- Наиболее популярные товары.
- Похожие товары.
- Перечень товаров, которые покупают с данным товаром.
- Рекомендованные товары.
- Сопутствующие товары.
Информационные разделы интернет-магазина:
- Контактную информацию магазина.
- Новости магазина.
- Страница с прайсом интернет-магазина.
- Страница с действующим законодательством сфере электронной торговли.
- Страница с информацией о доставке.
- Рекламные акции, скидки или специальные предложения магазина.
- Программы лояльности.
- Описание производителей.
- Карта сайта.
- Блог с тематическими статьями.
- Инструкция «как оформить заказ».
- Календарь (не обязательно).
- Часто задаваемые вопросы (FAQ).
Контактный раздел интернет-магазина должен состоять из:
- Полного названия компании.
- Почтового адреса.
- Фактического адреса.
- Юридического адреса.
- Телефона.
- Адреса электронной почты.
- Факса.
- Skype, ICQ и т.д.
- Данных руководства
- БИК
- ИНН
- КПП
- Корреспондентского счёта.
- Расчетного счета.
- ОКПО
- ОГРН
- Полного наименования банка.
Системы для общения с пользователями должны состоять из:
- Форума (не обязательно).
- Чата в режиме реального времени (не обязательно).
- Страниц обратной связи.
- Кнопок социальных сетей.
- Подписки на рассылку.
- Всевозможных опросов для посетителей сайта.
- Мульти языковой поддержки (не обязательно).
- Информацию о пользователях online (не обязательно).
Модули оформления заказа в интернет-магазине
После того, как покупатель уже выбрал товар, он переходит к следующему шагу - выбору способов оплаты и вариантов доставки. Если ваш интернет-проект ориентирован на разовых покупателей, то лучше отказаться от процедуры обязательной регистрации. Если же вы предполагаете, что ваши покупатели и в дальнейшем захотят заказывать у вас услуги или товары, то лучше всего попросить их пройти на сайте регистрацию, рассказав предварительно про преимущества для них этой самой регистрации, что после данной регистрации у пользователя появляется личный кабинет на сайте, где он сможет просматривать историю своих покупок или, например, узнать о статусе заказов..
Регистрация пользователей вам же позволит возможность получить контактную информацию о клиентах и сообщать им в последствии о новых поступлениях, услугах, скидках, распродажах или спецпредложениях, что очень полезно.
Как показывает статистика, большинство online покупателей негативно относятся к регистрации в online магазинах. Старайтесь давать покупателю выбор -оформить заказ с регистрацией или без него.
Корзина в интернет-магазине должна позволять посетителю:
- Менять количество покупаемого товара.
- Выводить общую сумму заказа.
- Показывать стоимость доставки.
- Указывать стоимость каждого из выбранных товаров.
- Удалять ненужный товар из корзины.
- Отображать минимальное количество заказываемого товара.
- Продавать товар с учётом складских остатков.
- Показывать минимальную сумму заказа.
- Отображать при необходимости сумму налогов.
При регистрации пользователь должен заполнять следующие поля:
- ФИО .
- Адрес доставки.
- Телефон для связи.
- Адрес электронной почты.
- Логин и пароль
Прием платежей в интернет-магазине
Способы оплаты в интернет-магазине:
- Кредитной картой.
- Выставление счета на оплату.
- Наличными.
- Электронными деньгами (Webmoney, Яндекс.Деньги, PayPal, QIWI, RUpay и т.д.).
- Квитанция на оплату.
- Денежными переводами Western Union.
- Через платёжные терминалы (Robokassa, Interkassa, QIWI и т.д.).
- SMS с мобильного телефона.
- иное...
Доставка товаров в интернет-магазине
Способы доставки товара в интернет-магазине:
- Обычная доставка курьером.
- Срочная доставка курьером.
- Доставка через стороннюю курьерскую службу.
- Доставка «EMS Почтой России».
- Доставка «Почтой России».
- Доставка почтовой службой - Fedex, DHL и т.д.
При расчёте оплаты за доставку необходимо учитывать следующее:
- Вес товара.
- Наложенный платёж.
- Страховку.
- Упаковку товара.
Интернет-магазин желательно должен содержать калькулятор расчета стоимости доставки и выбор даты и времени доставки товара.
Модули администрирования в интернет-магазине
Экспорт и импорт информации в интернет-магазине
Загрузка и выгрузка прайса должна происходить или из бухгалтерской программа, или из файлов XML и Excel. Экспорт и импорт информации в интернет-магазине позволит производить обновление цен и остатков.
Желательно иметь возможность выгрузки товаров из каталога интернет-магазина в системы:
- Яндекс.Маркет.
- Google Base.
- Price.ru.
- XML.
Ценообразование в интернет-магазине
Интернет-магазин должен иметь матрицу цен, которая включает в себя:
- Закупочную цену.
- Розничную цену.
- Цену для крупных оптовиков.
- Цену для мелких оптовиков.
- Партнерский процент.
Системы скидок в интернет-магазине могут быть:
- Накопительные.
- Разовые.
- Скидки от суммы заказа.
- Фиксированные.
- Индивидуальные.
- Скидки от количества приобретаемых товаров.
- Система бонусов и купонов.
Элементы поисковой оптимизации для интернет-магазина:
- Заполнение мета тегов, таких как Description, Keywords, Title.
- Генерация файлов sitemap.
- Перекрёстные ссылки на сайте магазина.
- Создание грамотных ссылок, например «…/catalog» и т.д.
- "Хлебные крошки"
- Заголовки страниц с понятными URL.
Ведение статистического анализа в интернет-магазине
В интернет-магазине должна быть возможность вести статистику:
- Просмотров.
- Посещений.
- Ключевых слов, по которым на сайт перешли пользователи.
- Товаров, положенных в корзину, но не купленных
- Операционных систем и браузеров посетителей интернет-магазина.
- Количества запросов к базе данных ИМ
- IP адресов посетителей.
- Скорости доступа к сайту магазина.
Для ведения и анализа статистики на сайте необходимо подключить один или несколько из внешних счётчиков:
- Yandex Metrika.
- Liveinternet.
- Google Analytics.
- Mail.ru.
- Rambler.
Отчёты интернет-магазина:
- Отчеты по статусу заказов за выбранный период.
- Отчеты по сайту.
- Отчеты по продажам за определенный период.
- Отчеты по отдельным товарам.
Почтовая рассылка интернет-магазина должна иметь:
- Настройку почтового smtp сервера.
- Уведомление клиентов об изменении статуса заказа.
- Различные шаблоны для писем.
- Уведомление пользователей о новинках, акциях, скидках, распродажах на сайте магазина.
- Рассылка в текстовом формате и формате HTML.
- SMS уведомления (не обязательно).
- Экспорт новостей в формат RSS .
Учёт в интернет-магазине должен содержать:
- Справочник налоговых ставок.
- Список используемых валют.
- Автоматическую загрузку курсов валют.
- Единицы измерения.
Статус заказа должен отображать следующую информацию:
- Принят.
- Ожидает оплаты.
- В обработке.
- Отправлен.
- Ожидает поставки.
- Отменён.
- Доставлен.
Финансовые документы, необходимые для интернет-магазина:
- Счета-фактуры.
- Счета.
- Накладные.
- Платежные поручения.
- Учет товаров на складе.
Безопасность интернет-магазина состоит из:
- Журнала системных событий.
- Разграничения в правах доступа к различным разделам сайта.
- Возможности резервного копирования всех баз данных и всех файлов.
- Возможности восстановлении сайта из резервных копий.
Обязательные методы резервирования баз данных:
- Ручной
- Автоматический по расписанию.
- Загрузка базы на сервер через FTP.
- Автоматическая отправка на электронную почту.
Технические требования к интернет-магазину:
- Совместимость с различными системами управления базами данных.
- Открытый исходный код.
- Кэширование страниц и изображений.
- Возможность архивации страниц.
- Возможность устанавливать его на сервера с различными платформами.
- Открытый исходный код.
- Возможность оперативной установки или удаления модулей.
Представляем всю изложенную выше в статье информацию в лаконичном виде инфографики :